НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ БОРЬБЫ НАРОДОВ МИРА

Азербайджанская борьба "гюлеш"
Национальная борьба народов Азербайджана. Возникла несколько столетий назад. В былые времена в соревнованиях по национальной борьбе часто принимали участие не только сильнейшие пехлеваны, как зовут этих борцов в Азербайджане, но и сильнейшие борцы Ирана, Турции, Грузии. Костюм борцов - национальный костюм из прочных брюк-шароваров специального покроя с мягким поясом, на ногах мягкая обувь. Брюки немного ниже коленей, сильно сужены. Захваты делаются за туловище, ноги, пояс и любое место брюк. Допускаются подножки. При борьбе в партере разрешается переворачивать противника на спину, используя с этой целью захваты руками за туловище, ноги, брюки и с помощью своих ног.
Перед началом встречи спортсмены проводят под музыку в течении одной минуты разминку - "мейдан газмек" и обмениваются приветствиями. Схватка начинается очень своеобразно: борцы выходят на середину ковра, подают друг другу руки и, не распуская захват, попеременно толкаются плечами, причем с третьим толчком, наиболее энергичным, они отталкиваются друг от друга и начинают схватку. Для победы надо прижать противника обеими лопатками к ковру. Перекаты и мгновенные касания ковра лопатками за поражение не засчитываются. Время схватки до 15 мин. Победа присуждается также и за большее число проведенных приемов.
В былые времена сильнейшие пехлеваны в знак своей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом.     
Английская свободная борьба "кэтч гольд"
Старая английская борьба. Костюм - обычные трусы или короткие брюки. Разрешается делать захваты за любую часть тела и применять подножки. Цель борьбы - бросить противника на спину. Время борьбы не ограничено.
Армянская борьба “кох”
Национальная борьба армян. Костюм - обычная национальная одежда, но борцы, как правило, носят специальный халат - "чоха" с мягким поясом. Победитель должен бросить противника спиной на ковер, не дожимая и не поворачивая его. Захваты выполняются за пояс и за "чоха" выше пояса. Разрешаются броски через ноги. Время схватки не ограничено, но обычно борьба продолжается не более 5-10 мин. Схватка начинается с танца-разминки, который продолжается не менее половины минуты. По правилам борьбы "кох" в том случае, если борец добился эффективного и явного выигрыша, по требованию зрителей, судей и участников они исполняет танец почета.
Грузинская борьба “чидаоба”
Национальная борьба грузин. Костюм - трусы и специальная короткая куртка из парусины с таким же поясом, которая называется "чоха". Рукава у куртки либо отсутствуют совсем, либо совсем короткие. Полы куртки заворачивают назад и связывают на спине в пучок. Поверх пучка обвязывается пояс. Захваты выполняются за любое место "чоха" выше пояса. Разрешается делать броски через ноги. Победитель должен бросить противника спиной на ковер, не дожимая и не переворачивая его. При отсутствии чистой победы лучшему борцу присуждается полпобеды. Борьба обязательно проводится под национальную музыку. Длительность схватки 5 мин.
Сведения о грузинской борьбе уходят в глубокую древность. Ее описание мы находим в произведениях Шота Руставели и других авторов. Уже с раннего детства мальчики практикуются в национальной борьбе.
Чидаоба изобилует подножками, подсечками, подбивами, зацепами, обвивами, бросками через спину и др. Борьба проходит в очень быстром темпе.
Древнегреческая борьба
Известна нам по литературным источникам и памятникам искусства. Разрешалось захватывать руками туловище не ниже пояса. Цель борьбы - повалить противника спиной на землю. Время схватки не ограничивалось.
Также существовала ее разновидность. Костюм — бандаж-плавки. Разрешалось делать приемы с захватами за ноги и выполнять приемы ногами. Цель борьбы — прижать противника спиной к земле. Время не ограничено.
Древнеегипетская борьба
Эта борьба известна нам по изображению на могильных плитах в селении Бени Гассан (Средний Нил, 2100 г до н.э.). На них нарисовано 242 приёма вольной борьбы в стойке и партере, а также захваты за различные части тела и различные приёмы ногами.   
Иранская борьба "персидская кошти"
Борьба народов Ирана. Место борьбы — травяная площадка, не ограниченная размером. Костюм — обычные брюки, туловище обнажено. Разрешается делать захваты за любую часть тела и применять действия ногами в стойке и партере. Цель борьбы — положить противника на спину. Время схватки не ограничено.
Казахская борьба “курес”
Национальная борьба казахов. Костюм — национальный с мягким поясом, мягкая обувь. Разрешается бороться и в трусах без халата, но с поясом. Победа присуждается борцу, который, не отрывая рук от пояса, свалит противника и заставит его коснуться лопатками ковра. Разрешается применять любые броски через ноги. Запрещается делать захваты за костюм. Длительность схватки до 15 мин. 
Киргизская борьба “куреш”
Национальная борьба киргизов. Костюм — национальный халат с мягким поясом. Разрешается делать захваты за пояс и за любое место халата выше пояса, а также броски через ноги. Победителем признается борец, бросивший своего противника на спину. Время не ограничено.
Ланкаширская борьба "ольд фри реслинг"
Старая вольная борьба англичан (Ланкаширского графства). Костюм — обычные брюки, туловище обнажено. Разрешается захватывать за любую часть тела. Борьба ведется в стойке и партере с подножками и действием ногами. Цель борьбы — прижать противника спиной к ковру. Время схватки не ограничено.
Молдаванская борьба “трынтэ-дряптэ”
Разновидность национальной борьбы молдаван. Костюм — обычные холщовые рубашки и брюки с мягким поясом-шарфом. Разрешается делать захваты крест-накрест, сцепляя руки или захватывая пояс. Броски с помощью ног, через ноги и захваты ног руками не разрешаются. Цель борьбы — бросить противника сразу на обе лопатки. Время схватки не ограничено.
Силовая борьба, по своей структуре похожа на русскую борьбу "в схватку", с той лишь разницей, что в молдавской борьбе, кроме захвата накрест, можно выполнять захват пояса.  
Молдаванская борьба “трынтэ-купедикэ”
Разновидность национальной борьбы молдаван. Костюм — холщовая рубашка и брюки с мягким поясом-шарфом. Разрешается делать захват за пояс и бросать через ноги. Цель борьбы — бросить противника на обе лопатки. Время борьбы не ограничено. Схватка проводится под аккомпанемент национальных инструментов.
Монгольская борьба “барильда”
Национальная борьба монголов. Костюм такой же, как у тувинских борцов. Однако без курток, которые называются "удак", бороться не разрешается. Правила захватов те же, что и в тувинской борьбе. Поражение фиксируется при прикосновении противника к земле 3 точками.
Пакистанская борьба "кушти"
Борьба ведется в матерчатых плавках и босиком на земляной площадке. Цель борьбы — свалить или повернуть противника на спину. Разрешаются захваты за любую часть тела и приемы ногами в стойке и партере. Время не ограничено. Культивируется только среди профессионалов.
Русская борьба “в схватку” (“в обхват”)
Русская народная борьба. Она проводилась в обычной, повседневной одежде. Захваты строго ограничены. Захватив друг друга накрест (правая рука сверху плеча, а левая — под плечом), борцы соединяют (сцепляют) руки на спине. Такой обоюдный захват отпускать не разрешалось. Задача — силой "сломить" противника, свалить или, подняв, повалить на спину. Вначале время борьбы не ограничивали. Впоследствии были установлены различные сроки — от 5 до 15 минут.
Русская борьба “не в схватку”
Разновидность старинной русской борьбы. Ее называли еще "охотничьей". Разрешалось захватывать друг друга за пояс рукав или ворот кафтана одной или обеими руками. В борьбе применяли броски через ноги. Наклонив противника в сторону, подбивали его ногу носком своей ноги и бросали на землю. Про таких борцов говорили: "на носок востер". Особенно славились в этой борьбе москвичи, о которых сложилась Поговорка: "матушка Москва бьет родимая с носка". Подсечки практиковались не только московскими борцами, но и петербургскими. Время схватки не ограничивалось. Победа присуждалось тому кому удалось первому бросить противника на землю.
В своей статье в Берлинской энциклопедии 1794 г. Г. Виет так описывает русскую борьбу:
"Русские имеют обычай показывать... свою ловкость и силу в борьбе. Они...стремятся схватить друг друга и повалить, подставляют друг другу ноги, что является одним из основных приемов для победы над противником... Некоторые из этих борцов обладали необыкновенной силой, но их способ борьбы не вызывал несчастных случаев: не обнаруживалось ни переломов рук или ног, ни сильных ушибов." (Г. Виет. Энциклопедия, т. 1. Берлин, 1794, стр. 402)
Отсутствие травм указывает на то, что в русской борьбе тогда уже была своеобразная техника безопасности — способы страховки товарища и самостраховки.
Примерно к этому же времени относится и первое описание применения в русской борьбе подготовок к броскам. В 1847 г. этнограф А. Терещенко писал:
"Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, — тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку." (А. Терещенко. Быт русской жизни, часть 3. СПб., 1847, стр. 80-83)
Выведение бросаемого противника из равновесия до начала броска и по сей день является самой распространенной подготовкой к броскам.
Бывали случаи, что борьба продолжалась в положении лежа, и тогда победа присуждалась за удержание противника на спине определенное время. О применении удержаний в борьбе лежа пишет этнограф Е. Покровский:
"Противники старались повалить друг друга на землю… Однако сваленного противника надо было еще удержать известное время под собой и большей частью до тех пор, пока он не признавал себя побежденным. Для этого одолевший старался удержать своего противника на спине." (Е. Покровский. Детские игры преимущественно русские. Изд. Карцева, 1887, стр. 137). 
Северокавказская борьба “тутуш”
Борьба в стойке с воздействием ногами на ноги партнера с обязательным захватом одной рукой за пояс на спине противника и другой рукой за любые части тела выше пояса. Одежда - куртка, матерчатый кушак; мягкая обувь. Цель борьбы - бросить соперника на лопатки, а самому остаться стоять на ногах. Продолжительность схватки - 7 минут. 
Таджикская борьба “бухарская гушти”
Разновидность национальной борьбы таджиков. Культивировалась главным образом среди таджикского населения Бухары. Костюм - национальный халат с поясом. В борьбе наряду с бросками через ноги применяются захваты за брюки на бедрах, не ниже коленей. Победа присуждается за бросок противника на спину. Время схватки не ограничено. 
Таджикская борьба “гушти / гуштингири”
Национальная борьба таджиков. Костюм — национальный халат с мягким поясом. Захваты выполняются за любое место пояса, отворота халата и рукава. Захватывать ниже пояса не разрешается. Разрешаются броски через ноги. Победитель тот, кто бросит противника спиной вниз (хотя бы на одну лопатку). Время схватки 10 мин.
Для таджикской борьбы характерны “ударные” захваты. Она ведется в быстром темпе, изобилует всевозможными подножками, подсечками, подхватами, бросками с захватом за пояс. “Гуштигири” имеет не менее древнюю историю, чем другие среднеазиатские виды борьбы.
Татарская борьба "куряш"
Национальная борьба татар. Костюм обычный (рубашка, брюки, мягкая обувь), с мягким поясом, который завязывается так, чтобы можно было захватить с боков. Захватывать пояс на животе не разрешается. Для победы надо поднять противника и бросить на спину, падая вместе с ним. Вместо пояса борцы часто употребляют обычное полотенце: захватив его за оба конца, а середину наложив на поясницу противника, прижимают его к себе. Часто борьба проводится с оголенным туловищем. Броски через ноги запрещаются. Длительность схватки до 15 мин. 
Тувинская борьба “куреш / хуреш”
Национальная борьба тувинцев. Костюм борцов состоит из прочных холщовых трусов-плавок, "судак", пояс и края которых часто обшиваются сыромятной кожей. Кроме трусов, надевается специальная куртка — "содак", состоящая только из спинки и рукавов. Куртка спереди закрепляется планками из сыромятной кожи. Бороться можно и без куртки. Захваты выполняются за любое место куртки, за трусы и любую часть тела. Разрешаются броски через ноги. Победа присуждается за прикосновение к земле противника четырьмя точками. Время схватки но ограничено. 
Турецкая борьба "гюреш"
Национальная борьба турок. Костюм — обычные национальные брюки с мягким поясом. Разрешается делать захваты за туловище, руки и ноги, пояс и брюки, делать подножки и поворачивать противника спиной вниз в партере. Цель борьбы — прижать противника спиной к земле. Иногда борцы смазывают тело жиром, чтобы труднее было делать захваты. Время схватки не ограничено. 
Туркменская борьба “гореш”
Национальная борьба туркмен. Костюм — национальный халат (до коленей), подвязанный мягким поясом. Разрешается делать захваты за пояс и любое место халата выше пояса. Победитель должен бросить своего противника на спину, или заставить его коснулся земли тремя точками. Разрешается делать броски через ноги. Время схватки не ограничено. Каждая схватка состоит из трех встреч без ограничения времени, и победа присуждается тому, кто выиграл две встречи из трех. 
Туркменская вольная борьба "хивинская"
Разновидность туркменской борьбы, культивируемой хивинцами. Костюм обычный, национальный, с поясом. Разрешается выполнять захваты за пояс, куртку и за ноги. Цель борьбы - бросить противника на спину (на три точки). Время борьбы не ограничено.
Узбекская борьба "кураш"
Кураш – древнейший вид единоборства, корни которого находятся на территории современного Узбекистана. По последним данным научных исследований, возраст Кураша составляет, по меньшей мере, три с половиной тысячи лет. Кураш – это один из самых древних видов единоборств известных человечеству.
Кураш – это узбекское слово, в переводе означает – "достижение цели честным путем". В те древние времена это было единоборство и общественное физическое развлечение на традиционных праздниках, пирах и свадьбах. Упоминания о нем можно встретить во многих древних литературных источниках.
Почти 2500 лет назад Геродот, знаменитый древнегреческий философ и историк, в своем монументальном труде «История» упоминает Кураш в описаниях обычаев и традиций народов древнего Узбекистана.
Легендарный эпос Альпомыш, появившийся тысячу лет назад, называет Кураш самым любимым и широко распространенным видом единоборства.
Великий восточный ученый и мыслитель Авиценна, основоположник современной медицины, живший в X веке, пишет, что занятия Курашом являются одним из лучших способов поддержки здоровья тела и духа.
В XIV веке Амир Тимур использовал Кураш для физической подготовки и самообороны своих солдат. Как известно, армия Тимура, завоевав полмира, так и осталась непобежденной.
Прошли века, и Кураш превратился в одну из самых любимых и чтимых традиций у народов, населявших территорию современного Узбекистана. Узбеки говорят, что Кураш у них в генах, в крови. На сегодняшний день по всему Узбекистану насчитывается более двух миллионов курашистов.
Более трех тысяч лет Кураш не выходил за пределы Центральной Азии. Техника, традиции, правила и философия Кураша устно передавалась из поколения в поколение, от отцов к детям. Каких либо попыток систематизировать и обобщить знания о Кураше не предпринималось вплоть до 1980 года, когда Узбекистанец Комил Юсупов, известный мастер по Курашу, Дзюдо и Самбо, начал такого рода исследования. За десять лет кропотливой работы он разработал новые универсальные правила Кураша. Они сочетали в себе тысячелетние традиции мужества и гуманизма Кураша с требованиями современного мира спорта. Он ввел в Кураш весовые категории, жесты и терминологию, основанную на 13 узбекских словах, продолжительность поединка, форму для спортсменов и судей, и все остальное, без чего нельзя представить современный спорт.
В Кураше запрещено ведение борьбы в положении лежа. Бороться можно только в стойке и разрешены исключительно броски и подсечки. Применение любых ударных, болевых, удушающих приемов, а также захватов ниже пояса строго запрещено. Все это делает Кураш простым, понятным, зрелищным, динамичным и безопасным видом спорта.
С момента появления правил Комила Юсупова у Кураша началась вторая жизнь – Кураш теперь стал видом спорта. Народным, национальным видом спорта узбекского народа. И стало возможным сделать этот спорт международным.
К 1991 году Узбекистан стал независимой страной.Первый Президент нового Узбекистана Ислам Каримов на встрече с Комилом Юсуповым в 1992 году полностью поддержал идею сделать Кураш международным видом спорта, и через него знакомить мир с богатой и древней историей, традициями, философией узбекского народа.
После той встречи, заручившись поддержкой руководителя Узбекистана, группа активистов Кураш, руководимая Комилом Юсуповым, начала работу по международному развитию узбекской борьбы. Ими были проведены по новым правилам несколько крупных турниров в различных частях Узбекистана, успех которых был ошеломляющим. Были организованы презентации на различных представительных спортивных форумах в Южной Корее, Канаде, Японии, Индии, США, Монако и России. И поставленная цель вскоре была достигнута.
В сентябре 1998 года в столице Узбекистана городе Ташкенте состоялся первый в истории международный турнир по Курашу с участием атлетов из почти 30 стран Азии, Европы и Пан Америки. В Узбекистане соревнования по Курашу обычно проводятся на больших футбольных стадионах. Не стал исключением и этот турнир, которой проводился на приз Президента Узбекистана.
Во время этого турнира в Ташкенте произошло историческое событие. 6 сентября 1998 года представители 28 стран Европы, Азии и Пан Америки создали Международную Ассоциацию Кураш – официальный международный спортивный орган, представляющий узбекскую борьбу на международной арене. С тех пор 6 сентября стало днем рождения Кураша на международной арене. В ходе первого Учредительного Конгресса был утвержден Устав новой организации, приняты Международные правила Кураш, и избран руководящий орган МАК - Исполнительный комитет.
С самого начала МАК определила несколько стратегических направлений своей деятельности.
Первое направление – это привлечение как можно большего количества стран в Ассоциацию. В период с 1999 по 2003 годы последовательно была сформирована структурная система Ассоциации, были созданы и вошли в Ассоциацию Континентальные федерации Азии, Европы, Пан Америки, Африки и Океании. Всего за пять лет существования МАК смогла объединить все континенты планеты. Это едва ли не самое быстрое развитие в истории мирового спорта. К концу 2006 года МАК объединяет федерации свыше 80 стран Азии, Африки, Европы, Пан Америки и Океании.
Второе направление – проведение чемпионатов и турниров.
Главным спортивным событием в мире Кураша является Чемпионат мира. Первый в истории чемпионат мира среди взрослых прошел в мае 1999 года в Ташкенте, Узбекистан. Здесь Кураш установил еще один рекорд в истории мирового спорта. Для участия в первом мировом чемпионате в столицу родины Кураша приехали представители 48 стран Азии, Африки, Европы и Пан Америки. В открытии чемпионата принял участие Президент Узбекистана, Почетный Президент МАК Ислам Каримов.
Чемпионат проходил среди мужчин в трех весовых категориях. Успешное проведение чемпионата подтвердило планы МАК и Узбекистана по развитию своего вида спорта и стало сильным импульсом для дальнейшего распространения Кураша в новых странах мира.
Второй чемпионат мира состоялся в Анталии (Турция) в 2000 году, третий – в Будапеште (Венгрия) в 2001 году, четвертый – в Ереване (Армения) в 2002 году, пятый – в Ташкенте (Узбекистан) в 2005 году.
Всего два года спустя с момента создания МАК начала уделять пристальное внимание развитию Кураша среди молодого поколения атлетов. В мае 2000 года в российском городе Тверь состоялся первый в истории чемпионат мира среди молодежи и юниоров, собравший представителей 20 стран. Год спустя в мае 2001 года Тверь еще раз стала местом проведения молодежного и юниорского чемпионата мира.
Третий Чемпионат мира среди молодежи состоялся в октябре 2004 года. Местом проведения стал древний город Шахрисабз в Узбекистане. Представители почти 40 стран всех пяти континентов приехали на родину Кураша чтобы оспорить звание лучшего курашиста мира. Четвертый чемпионат мира среди молодежи состоялся в 2006 году в городе Санто-Доминго, Доминиканская Республика.
Ежегодно каждая континентальная федерация проводит чемпионаты соответствующих континентов среди взрослых и молодежи.
Кроме чемпионатов мира и континентов МАК в сотрудничестве с континентальными и национальными федерациями Кураш проводит большое количество различных международных турниров и кубков. Мы упомянем только некоторые из них. Так с 2000 года в столице Великобритании Лондоне ежегодно проводится международный турнир Ислама Каримова, в честь почетного президента МАК и президента Узбекистана. Начиная с 2004 года в Греции проводится ежегодный международный турнир Ислама Каримова. Иран с 2002 года организует международный ежегодный турнир Пуриа Вали. В Турции 2003 года каждый год проводится международный турнир Босфорус. Узбекские города Термез, Ташкент, Шахрисабз и Нукус традиционно становятся местом проведения международных турниров на приз Президента Узбекистана. Кроме того крупные турниры и кубки проводятся в Израиле, Шри-Ланке, Боливии, Новой Зеландии, ЮАР, Греции и многих других местах.
Сегодня МАК ежегодно проводит около двухсот соревнований – это чемпионаты всех пяти континентов среди взрослых и молодежи, международные и региональные турниры и кубки, чемпионаты мира среди взрослых и молодежи организуются раз в два года.
Третье направление – международное сотрудничество.
Главная цель МАК – это распространение и развитие Кураша в как можно большем количестве государств с дальнейшем включением его в программы континентальных Игр, а затем и Олимпиады. Для этого президентом МАК и другими членами исполкома ассоциации начиная с 1998 года ведется кропотливая работа по установлению дружеских связей с лидерами различных государств и международных спортивных организаций. Были проведены встречи с Президентом МОК Жаком Роге, Членами Исполкома МОК Вазкес Раньей, Сергеем Бубкой, Виталием Смирновым, лидером партии Индийский Национальный Конгресс Соней Ганди. Руководство МАК проводит встречи и переговоры с лидерами авторитетных международных спортивных организаций, министрами спорта и президентами национальных олимпийских комитетов различных стран на предмет развития Кураша.
24 январь 2003 года стал исторической датой для Кураша. На 22-й Генеральной Ассамблеи Олимпийского Совета Азии Кураш был признан со стороны этого континентального подразделения Международного Олимпийского Комитета, и стало возможным включение его в программу Азиатских Игр – континентальной модели Олимпийских Игр. В декабре 2006 года в Дохе, Катар прошли 15-е летние Азиатские Игры. В них впервые в истории состоялись показательные соревнования по Курашу.
В 2002 году Ассоциация учредила свою высшую награду – «Золотой Орден МАК». Он вручается лидерам стран, видным политическим и общественным деятелям, знаменитостям за их вклад в дело международного развития Кураша. Решение о награждении принимается Исполкомом МАК. Первый орден был вручен в 2002 году Президенту Узбекистана Исламу Каримову. В 2004 году вторым орденом была награждена лидер Индийского Национального Конгресса Соня Ганди.
В мая 2005 года в Олимпийском музее в Лозанне открылась годичная выставка под названием «В поисках истоков спорта». Большая часть выставки посвящена Курашу, его истории, традициям и современному развитию. Выставка была открыта Президентом МОК Жаком Рогге. В июле 2005 года в штаб-квартире МОК состоялась официальная встреча Комила Юсупова с Президентом МОК Рогге. В ходе этой встречи господин Рогге был награжден третьим Золотым Орденом МАК.
В марте 2006 года в Кувейте на заседании Исполнительного комитета Олимпийского Совета Азии состоялась церемония награждения президента ОСА Шейха Ахмада Ал-Сабах Ал-Фахад четвертым Золотым Орденом МАК за его вклад в признание Кураша Олимпийским Советом Азии. Кроме того Шейх Ахмад принял предложение стать почетным президентом Конфедерации Кураш Азии.
В апреле 2006 года в Сеуле, Корея на заседании Генеральной Ассамблеи Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов состоялась встреча с Президентом этом авторитетной организации, членом исполкома МОК Марио Вазкез Ранья, в ходе которой он был награжден пятым Золотым Орденом МАК за заслуги в развитии Кураша в мире, и особенно в Пан Америке. Г-н Ранья также принял предложение занять пост почетного президента Панамериканского Союза Кураш.
Кураш – это древнейший национальный вид единоборства, имеющий глубокую историю и традиции, воплотивший в себе многовековую философию и ценности узбекского народа – гуманизм и мужество, уважение к сопернику и умение идти до конца. Кураш – это один из самых молодых международных видов спорта, сегодня им занимаются по всему миру – от Боливии, Бразилии, Доминиканской Республики и Уругвая, до ЮАР, Маврикия, Нигерии, Фиджи, и Японии.
Это доступный, зрелищный, безопасный и быстро развивающийся вид спорта. Это синтез мудрости и философии тысяч лет с динамизмом современного глобализующегося мира. 
Узбекская борьба “кураш по бухарским правилам”
Разновидность узбекской народной борьбы популярной среди жителей Бухары. Костюм борцов — национальный матерчатый халат-агташах с мягким поясом. Во время борьбы разрешается делать захваты за пояс, выполнять подножки и захватывать за ноги (есть вариант в котором захваты за ноги запрещены). Цель борьбы — бросить противника на спину. Время борьбы не ограничено. 
Узбекская борьба “кураш по ферганским правилам”
Разновидность национальной борьбы узбеков, получившая распространение в ферганском районе. Костюм борцов — национальный ватный халат, длинный, стеганый, с мягким поясом (бельбек); пояс завязывается не туго; на ногах мягкая национальная обувь. Борцы (палваны) захватывают правой рукой пояс друг у друга на спине и накручивают его на руку. Захват пояса правой рукой отпускать нельзя. Левой рукой можно делать захваты за любое место и отпускать их. Для победы нужно бросить противника на спину, не дожимая его и не поворачивая на ковер. Не разрешается бросать противника через ноги. Время схватки не ограничено. Иногда борьба проводится под национальную музыку после своеобразного танца-разминки.
Швейцарская новая борьба "сюис либр"
Разновидность швейцарской народной борьбы более позднего времени. Костюм — специальные трусы или обычные брюки и пояс. Разрешается делать захваты за пояс, брюки, любую часть тела и бросать через ноги. Цель борьбы — бросить противника на спину. Время схватки по уговору — 5 и 10 мин. 
Швейцарская старая борьба "швайцершвиген"
Старая народная борьба швейцарцев. Костюм — обыкновенные национальные брюки и куртка с мягким поясом. Разрешается выполнять захваты за пояс и за ноги, а также делать подножки. Цель борьбы — сбить противника на колени, бросить на бок или спину. Время схватки не ограничивается. 
Якутская борьба на поясах “курдацай тустуу”
Разновидность якутской народной борьбы. Костюм — трусы и матерчатый пояс. Захваты выполняются только за пояс. Разрешается делать Подножки. Цель борьбы — сбить противника на три точки. Время схватки не ограничено.
Якутская борьба “хапсагай”
Национальная борьба якутов. Костюм борцов состоит из трусов (бандажа) и мягкой обуви. Борются и в обычной одежде. Захваты выполняются за любую часть тела противника, за туловище и ноги. Разрешаются броски через ноги. Падать вместе с противником и раньше его не разрешается. Цель борьбы — заставить прикоснуться противника к земле третьей точкой (стать на колени или коснуться рукой). Время схватки не ограничено.
В свое время были попытки модернизировать правила и приблизить их к вольной борьбе (к международным правилам). Победу присуждали за бросок на спину, живот или в положение сидя. Однако эти правила в народной борьбе не привились.
“Калмыцкая” борьба
Борьба в стойке в обоюдном захвате за пояс без воздействия ногами на ноги партнера. Разрешается подсад бедром в момент отрыва соперника от земли. Одежда — короткие брюки или трусы, пояс; мягкая обувь (можно босиком). Цель схватки — оторвать противника от земли бросить его на спину. Продолжительность схватки — 8 минут.
Подсады бедром, изюминка этого вида. 
“Чукотско-корякская” борьба
Борьба в стойке без воздействия ногами на ноги партнера и с захватами выше пояса. Одежда — трусы (брюки); мягкая обувь. Продолжительность схватки — 10 минут. Арсенал борьбы изобилует всевозможными захватами, выведениями из равновесия, сбивами, бросками через бедро, спину, грудь.